Он тянется от северной Англии до северной Италии — как светящаяся артерия на ночной карте Европы. Его называют «Голубым бананом» — концепция, впервые предложенная французским географом Роже Брюне в 1989 году для обозначения густонаселенного коридора, где сосредоточена значительная часть промышленности, финансов и инноваций континента. Здесь — экономически мощные города: Лондон, Амстердам, Брюссель, Франкфурт, Цюрих, Милан. Здесь — крупнейшие логистические хабы, университеты и штаб-квартиры транснациональных корпораций. Этот регион вносит существенный вклад в экономику Европейского Союза, занимая при этом относительно небольшую часть его территории.
Исторические корни европейского экономического коридора
Эта зона не создана искусственно — она сформировалась исторически под влиянием важных транспортных артерий. Исследования показывают, что многие современные европейские экономические коридоры действительно следуют по маршрутам древнеримских дорог, которые были стратегически спроектированы для соединения ключевых городов и регионов. Средневековые торговые пути, включая сети Ганзейского союза и средиземноморские морские маршруты, способствовали становлению ранних экономических центров вроде Венеции, Генуи и Брюгге. Последующее развитие железнодорожной сети в XIX веке лишь укрепило этот исторически сложившийся коридор.
Сегодня «Голубой банан» представляет собой настоящий экономический позвоночник Европы с высокой плотностью населения. При этом плотность населения здесь варьируется и в некоторых городских агломерациях достигает высоких показателей, хотя и отличается от плотности населения в крупнейших азиатских мегаполисах, таких как Мумбаи, Токио или Джакарта.
Перспективы и вызовы
Но «банан» — не только символ экономической мощи, но и основание для беспокойства о региональном неравенстве. Он обостряет важный вопрос: что происходит с регионами за пределами этой экономической кривой? И каким образом остальная Европа может сократить разрыв с этим экономическим локомотивом? Этот вопрос особенно актуален в контексте политики регионального развития Европейского Союза и усилий по экономической конвергенции различных частей континента.